Базовые правила картинга: 5 советов, как пройти сложные участки трассы, опираясь на законы физики

Базовые правила картинга Блог
Базовые правила картинга- правила вождения на сложных участках дороги требуют не только опыта, но и знания законов физики. Как преодолеть крутой поворот и удержать траекторию, сначала нужно изучить в теории, а затем перейти к практике.

Базовые правила картинга – своеобразная наука, и все, кто изучают их, словно берут в руки букварь. Можно сравнить такое обучение со школой: все начинали с азбуки, но при этом определенная часть учеников становятся знаменитыми мастерами слова, и есть определенный процент тех, которые так и не смогут даже разговаривать связно.

С ездой по прямой справится и новичок, ведь дело действительно нехитрое, а вот на повороте приходится применить все свое мастерство. Нужно быть опытным водителем и в полной мере владеть искусством управления авто, чтобы на высокой скорости преодолеть сложную траекторию. Возникает вопрос о высокой скорости. Какая она? На самом деле показания спидометра не так и важны. Главное почувствовать, когда начинает заносить. Значит, высокая скорость достигнута. Теорию следует изучать с единственной целью – не допустить такое неприятное явление, как занос, и справиться с поворотом на высокой скорости без проблем.

Есть определенный свод базовых правил, и все они соответствуют законам физики и логики. Если искусный водитель чувствует скорость, что называется, всем телом, то, исходя из расчетов, можно получить точные данные. Во время поворота автомобиль находится под воздействием центробежной силы, из-за которой корпус начинает вести в сторону, т.е. заносить. Этому явлению противодействует сила сцепления колес с дорожным покрытием. Для того чтобы машина не слетала с траектории и уверенно проходила сложный участок трассы, между этими двумя силами должен быть баланс.

Во избежание сложных физических расчетов, вкратце процесс выглядит так: когда авто идет по прямой, определенную долю мощности мотора гасит сопротивление воздушных масс и трение качения покрышек. Поворот подключает внешние силы, которые также забирают мощность двигатель. Речь идет о центробежной силе. Ее вычисляют по формуле F = mv2/R, где R – радиус поворота, и чем он больше, те меньше центробежная сила. Проще говоря, скорость становится больше, при этом центробежная сила остается прежней. Чем прямее участок трассы, тем шире повороты.

Повороты классифицируются по видам. Также профессионалы используют термин «апекс». Со всеми этим моментами нужно разобраться изначально, чтобы в дальнейшем не возникала путаница.

Базовые правила картинга

касательно поворотов таковы:

  • На изгибе дороги при плавной кривой угол поворота будет не более 60° (gentle curve);
  • несложный, быстрый поворот – диапазон значение составляет от 60° до 90° (sweeping bend);
  • крутой, сложный изгиб – это поворот со значением более 90° (sharper bend);
  • разворот, так называемая «шпилька» – трасса направлена в обратную сторону под углом 180° (hairpin);
  • под комплексным поворотом понимают сразу несколько изгибов дороги, чередующихся один за другим (одним из примеров таких поворотов являются шиканы или чиканы (chicanes) и S-образные участки траектории.

Что касается апекса, сам термин переводится как «вершина», «наивысшая точка». При анализе теории применяют два определения:

  • Геометрический апекс (высшая точка находится на пересечении биссектрисы угла изгиба и осевой линии дороги. Часто задействуются термин vertex).
  • Верхняя отметка произвольной кривой, которая и есть траектория самого поворота.

Англичане оперируют понятием «clipping point», когда как в русском языке нет отдельного термина, поэтому традиционно применяют апекс в качестве высшей точки траектории.

 

Правило 1

«SLOW-IN AND FAST-OUT»

«Медленно в, быстро извне» – так дословно можно перевести эту фразу, но выглядит она не очень понятно. Вот почему на помощь придет фразеология. «Тише въедешь, будет лучше» – более точная и содержательная трактовка. В действительности смысл заключается в том, чтобы водитель замедлился на входе в поворот, и увеличил скорость на выходе. В пособиях по вождение это правило считается золотым стандартом, и с этим не поспоришь. Пусть кто-нибудь попробует вписаться в поворот на полном газу и так же красиво выйти из него. Даже теоретически такого не может быть. Исход следующий:

  • авто врежется в ограждение дороги;
  • карт развернет на 180 градусов, и водитель после небольшого шока обнаружит, что стоит в обратном направлении своего маршрута (такой эффект в компьютерных играх называется wrong way).

Первый вариант означает, что водитель замедлялся неактивно, и пространства трассы ему не хватило. Второй вариант свидетлеьствует о том, что тормоз был нажат резко и сильно, передние колеса продолжали держать полотно, а задние заскользили. Центробежная сила сделала свое дело. Вывод: не входите в поворот без уменьшения скорости, иначе карт при выходе как минимум потеряет скорость. Худший исход – авто просто останется повороте.

 

Правило 2

«OUT-IN-OUT»

Внешний-внутренний-внешний – еще одна сложность перевода. При изучении фразы с точки зрения картинга, речь идет о вхождении в поворот по внешней части траектории. Апекс следует миновать по внутренней траектории, а затем снова вернуться на внешнюю. Маневр дает возможность задействовать всю ширину трассы и намеренно увеличить радиус поворота до максимального значения. Меньший радиус хотя и короче, но быстрее миновать его не получится. Ведь известно, что чем больше радиус изгиба, тем меньше показатель центробежной силы. Скоростные показатели удается развить большие. Таковы законы физики.

 

Правило 3

Апекс траектории должен находиться за геометрическим апексом изгиба трассы. Простыми словами, водителю следует выпрямить траекторию во 2-й части поворота. Таким образом, легче достигнуть цели и увереннее себя чувствовать во время ускорения на выходе. Медленное прохождение поворота будет компенсировано. В любом случае перед поворотом водитель вынужден замедлится и пройти первую часть теснее. А вот если 2-я часть изгиба будет прямее, замедление компенсируется.

 

Правило 4

Воспринимайте комплексный поворот как одно целое.

Прохождение комплексного поворота не должно быть формальным. Не стоит рассматривать его элементы по отдельности: сначала пройду один, потом другой и т.п. Водителю нужно определить среднюю траекторию, чтобы миновать все изгибы как один по оптимальной траектории. Правило подходит для комплексных поворотов, в котором два элемента объединяет короткая прямая.

 

Правило 5

Сглаживайте изгиб

Все вышеперечисленные правила носят базовый характер, когда как при плавном повороте необходимо направляться по внутреннему радиусу. Такой маневр дает возможность сделать траекторию прямой и пройти поворот, не отпуская газ. Главное, быть уверенным, что все получится и совершенствовать свое мастерство вождения.

Помните, на уроках физики Вы сталкивались с таким понятием, как идеальный газ?
То есть в природе его не существует, но зато очень удобно для понимания процесса. Вот и эти базовые правила чем-то похожи на идеальный газ. Крайне маловероятно, что на реальной трассе все будет так же хорошо, как в теории. То лужа в зоне торможения, то трещина в асфальте на выходе из поворота, да и Ваши оппоненты наверняка знают эти правила и лезут на идеальную траекторию. Ну вот! Опять расхождение теории с практикой?
Ничего подобного, законы физики отменить невозможно. В этом-то и заключается мастерство: как эти базовые правила Вы сумеете реализовать в реальных условиях.
Дерзайте! Оттачивайте свой неповторимый стиль вождения, у Вас все получится!

DniproKart | ДнипроКарт
Добавить комментарий