Как увлечение американских летчиков стало массовым хобби в СССР?

Мото
Оказывается, в СССР был хорошо развит картинг. Откуда же он взял свое начало и как развивался?

Принято считать, что начало картингу положили летчики военно-воздушных сил США. Они развлекали себя тем, что катались по аэродрому на грузовых тележках. Однако эти нелепые и забавные развлечения быстро стали чем-то большем, а именно — DIY-хобби.

 

История создания первого карта

Первый карт был создан руками бывшего пилота Артом Инглесом, который также был механиком производителя гоночных автомобилей Kurtis Kraft. Это произошло в первой половине двадцатого века. Арт взял стальную раму, прикрепил к ней полупневматические шины, а также мотор от обыкновенной газонокосилке. Своё изобретение пилот представил в 1956 году в Калифорнии (город Помон), где проходили автогонки.

На этом мероприятии Инглс смог найти людей с такими же целями. Ими оказались Даффи Ливингстон и Рой Десброу. Они работали механиками и владели автомастерской. Арт дал свое разрешение на производство собственных картов. Позже они начали проводить свои первые гонки, которые изначально были любительскими. К 1960 году спрос сильно вырос, поэтому Ливингстон и Десброу смогли коммерциализировать свой бизнес.

 

Начало картинга в СССР

В СССР такое увлечение как картинг появилось в конце 50-х годов двадцатого века. Бытует мнение, что самый первый советский карт был создан спортсменом Виталием Ениным. Неким местом сбора для любителей данного вида спорта стали секции. Енин поддержал открытие одной из таких секций в Харькове.

Но среди картингистов были не только взрослые, но и дети. Львом Кононовым был основан первый кружок для картингистов, а также построен первый детский микроавтомобиль, который получил название «Карт». Лев обучал юных спортсменов проектированию, создавал схемы картов, которые даже публиковались в тематических книгах и журналах.

В 1960 году в Москве проходили соревнования по мотогонкам на льду. В перерыве машины выехали на трех, чем представили карты широкой публике. Тогда карт стал официально видом спорта. По нему начали проходить первые настоящие соревнования.

Новый и необычный вид спорта начал пользоваться большой популярностью. Молодые люди собирали свои микроавтомобиле в гараже. В странах Советского Союза появилось большое количество энтузиастов.

Картинг как вид спорта

В 1962 году картинг начал свою трансформацию из любительского вида спорта в уже серьезный автоспорт. Начали проводиться крупные всесоюзные соревнования.

Одно из таких прошло в Риге (Латвия). Его программа состояла из кольцевых гонок по асфальту, а также по велотреку. В этом состязании принимали участие 80 картингистов из разных точек СССР. Увидеть, как проходила гонка, и какими были первые карты, можно в фильме, который дошел до наших дней. Кинолента называется «Картинг в СССР» и очень хорошо раскрывает аспекты данных соревнований.

Люди настолько хорошо приняли новый вид спорта, что с 1963 года состязания начали проводиться на регулярной основе. В Москве состоялось первое летнее состязание. Зимой же прошло первое состязание в Ленинграде (нынешний Санкт-Петербург).

Изначально в план чемпионатов входили не только заезды по трассе, но и по велотреку. Однако позже гонки по велотреку были признаны небезопасными, так как была угроза здоровью гонщиков. Поэтому их отменили, а также оставили те же классы микроавтомбилей.

В 1964 году прошел международный чемпионат «Хрустальный Кубок». Он состоял из трех этапов. Первый прошел в Берлине, второй – в Будапеште, а третий – в Варшаве. Западные страны не отставали и провели первые соревнования среди нескольких стран. В 1966 году учредили Кубор мира и дружбы. Между странами Варшавского договора состязания начали проходить довольно часто. Советские спортсмены даже завоевывали в них призовые места. Александр Сафонов стал первый советским чемпионом.

Различия между СССР и Европой

Однако подходы к картингу у спортсменов из СССР и у спортсменов из Европы были абсолютно разными и непохожими друг на друга.

В Европе автоспорт был исключительно для узких, элитных кругов. Спортсмены могли себе позволить кастомизацию своих микроавтомобилей. Разумеется, их карты производили большее впечатление на зрителей, чем советские. Именно поэтому советским картингистам было абсолютно невыгодно и неудобно соревноваться с европейскими коллегами. Международные состязания проходили довольно редко.

В 1989 году все же прошел чемпионат в Полтаве, а позже была организована гонка между финскими и шведскими картингистами. Поступило предложение создать новый чемпионат, однако активно Советский Союз в ней не участвовал. Он принял участие только один раз в 1991 году.

А в СССР была кардинально другая ситуация. Картинг был доступен практически для всех слоев населения, а его профессиональная составляющая была не так важна. Двигатели у микроавтомобилей были более простыми, не навороченными. Однако было налажено серийное производство в Таллине.

Молодежные соревнования

Молодые люди также активно увлекались этим видом спорта. В Курске на Привокзальной площади состоялись первые состязания для юношей. Это событие произошло в 1963 году и его ожидал успех.

К сожалению, молодые люди не участвовали в более крупных, международных соревнованиях, в отличие от взрослых. Они могли себе позволить лишь дружеские заезды, где знакомились с иностранными спортсменами. Один из таких заездов прошел в Зеленограде.

Однако поле развала СССР молодежный картинг утратил поддержку от государства, количество и популярность секций быстро снизилась.

 

Картинг в Украине: наше время

Украинский картинг позаимствовал черты не у Союза, что удивительно, а у Запада. Состязания начали проводиться на профессиональном уровне. Спортсменов обязали закупать только то оборудование, которое подходит под высокие европейские стандарты.

К счастью, картинг не утратил свою популярность, он все еще держит планку и имеет своих последователей. Правда, любители уже редко строят карты самостоятельно, это перестало быть массовым хобби. Их приобретают, но чаще всего берут напрокат.

DniproKart | ДнипроКарт
Добавить комментарий