Старейшая в мире гонка на выносливость Ле-Ман 24: группа С (часть 3)

Блог

В 1982, FIA, решив в очередной раз «перетасовать карты», отменила прежнее деление на группы 5/6 и ввела группы C/B/A. Истоки Группы С лежат так и в группе 6, так и GTP, введенной ACO для Ле-мане в середине 1970-х годов. GTP был классом крытых прототипов с ограничениями по размерам, но вместо обычного ограничения на мощность двигателя он устанавливал ограничения на расход топлива. FIA применила ту же концепцию в правилах группы C. Лимит веса 800 кг и максимальный запас топлива 100 литров. Так как за 1000км пройденной дистанции участники могли остановится для дозаправки только пять раз, максимальный расход топлива ограничен 600 литрами на 1000 км (60литров/100км). FIA надеялась, что это помешает производителям разрабатывать исключительно двигатель.

В конце 1970-х годов несколько производителей (например, Porsche и Lancia) доминировали в гонках прототипов, просто увеличивая давление турбонаддува, в квалификационной комплектации, 3,2-литровый Porsche 935 был способен развивить мощность более 800 л.с. Двигатели должны были быть от проверенного производителя, у которого были машины, омологированные для группы A (туринги) или группы Б (GT).

Ford и Porsche были первыми производителями, поддержавшими регламент Группы C, позднее к ним присоединились: Mercedes, Lancia, Nissan, Mazda, Aston-Martin, Jaguar и Toyota, во-многом, этому способствовал тот факт, что в IMSA эти машины принимались в класс GTP.

В связи с ростом затрат FIA представила новый класс Junior Group C в 1983 году. Он был предназначен для частных команд c небольшими производителями и ограничивал автомобили минимальным весом в 700 кг и максимальным запасом топлива в 55 литров. Учитывая, что ограничение на дозаправки осталось, автомобили должны были проходить 1000км, использую всего 330 литров. Как и в группе C, двигатели должны быть от проверенного производителя, у которого есть автомобили, омологированные в группе A или группе B. Хотя изначально ожидали, что автомобили C Junior будут использовать двухлитровые атмосферные двигатели, большинство команд выбрали 3,5 литровый двигатель для BMW M1 или новый 3.3L Cosworth DFL. Низкая стоимость этих прототипов даже привела к мысли об их использовании в национальных чемпионатах, таких как BRDC C2. В 1984 году группу C-Junior переименовали в группу C-2.

К 1989 году, пожалуй, группа С по популярности могла сравниться даже с Формулой-1. Когда прототипы пробили отметку в 400км/ч, ФИА захотела превратить их в «подобие формул», машины старых правил были сильно ограничены и использовались только частниками, что избавляло команды, использующие двигатели Формулы-1 от конкуренции. За этим, очевидно, следовало падение Группы-С, поскольку двигатели Формулы-1 могли купить только крупные команды.

На гонки 1993-го года не было подано ни одной заявки.

Эпоха GT

После прекращения гонок прототипов, в Ле-Ман нахлнынули прототипы класса GT, основанные на полу-серийных автомобилях (от 25 произведенных автомобилей). Чтобы обойти правило «доработанной серийной машины», автопроизводители строили мелко-серийные суперкары, в гоночной доработке, к началу нулевых, могли конкурировать с LM-прототипами.

Однако, данные спорткары были все еще дорогими, поэтому создали класс N-GT, аналог современного GT4. Именно цена и убила GT как класс, да и Мерседес, после аэро-космической программы, ушел из этого вида гонок.

Современность

Нынешний гоночный рекорд трассы был установлен четыре года назад, Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron Quattro проехал круг за 3:17.475. А вот квалификационный рекорд был побит в 2017-м – Камуи Кобаяши на Toyota TS050 Hybrid проехал круг за 3:14.791. Главная категория гонок на выносливость — LMP1, после ухода Audi и Porsche, пришла в упадок, сейчас в ней участвует Toyota (с гибридом, все остальные — без), и 4 команды без гибрида на упрощенном прототипе. Чтобы уравнять их возможности в гонке, используется принцип запретов.. То есть, организаторы корректируют регламент таким образом, чтобы дать частным командом преимущества, компенсирующие недостатки их машин по сравнению с гибридами. Основной способ изменения соотношения сил – ограничения в области потребления энергии: как электрической, так и топлива.

Новые правила, а также уход почти всех заводских команд, привлекли в LMP1 новых участников. Вернулась в категорию Rebellion, перешли из LMP2 Manor и DragonSpeed – и, конечно, российская SMP Racing, с амбициозным проектом собственной машины BR1, построенной Dallara и BR Engineering. Именно Rebellion и Dallara – главные конкуренты Toyota в этой категории.

Также не стоит забывать про класс GT, показатель поддержки серии — 16 из 17 машин на Ле-Мане выставлены заводскими или полу-заводскими командами. Сейчас в GTE участвует 6 марок: Ford, BMW, Ferrari, Porsche, Chevrolet и Aston-Martin. Именно этот борьба в классе GTE занимает большую часть эфира. В квалификации Ле-Мана 2019-го года 10 машин уместились в полторы секунды. И это на 14 километровом автодроме!

Из-за пандемии, в этом году уже был проведен Ле-Ман, но виртуальный, в котором приняли участие несколько гонщиков Формулы-1: Шарль Леклер, Пьер Галси, Антонио Джовинацци. ACO выделила на гонку 50 заявок, из которых 30 на LMP и 20 на GTE, на каждую машину приходилось 4 пилота, двое из которых должны обладать действующей лицензией ФИА.

Настоящий Ле-Ман этого года начнется 19 сентября.

DniproKart | ДнипроКарт
Добавить комментарий